<< Вчера Галерея фотографий Оглавление Завтра >>

День семнадцатый. 3 августа, среда


Над обрывом


Кутарамаканский
водопад


Дымка


Лакомимся рыбкой

Каюсь - забыл я обратиться к небесам с традиционной просьбой о хорошей погоде. Отсюда результат - с утра дождь, температура 16°, к вечеру упавшая до 11°.

Вот и еще одна традиция - уложить стапель в один день у нас не получается: нет чтобы встал, плюхнулся и поплыл. Наутро обязательно возникают какие-то мелкие проблемы, рихтовка, доработки. Вот и сегодня вышли в 16:00, успев даже пообедать на старом месте. Так что стоянка у моя-ачинского водопада оказалась полноценной полуторадневкой.

Рыбаки (Аркадий, Саша и примкнувшие к ним Лера и Андрей) никак не могут успокоиться, все ловят и ловят! По настоятельной рекомендации Саши экипаж "Кулера" (так получилось) совершил экскурсию на кутарамаканский водопад.

Странное дело - расход воды в Кутарамакане на глаз вдвое меньше, чем в Моя-Ачине, однако при слиянии свои имя сохраняет менее полноводная река. Дело в том, что у гидрографов приоритет реки оценивается не по расходу (ибо последний непостоянен и труден для измерения), а по площади бассейна, которая легко определяется по карте и неизменна во времени.

И еще один парадоксальный факт - на водопаде мы были, но не смогли... его увидеть! Вся струя валит под скалу, на которой мы и оказались, то есть водопад оказался буквально под нами. Впрочем, созерцанию красоты окружающих скал ничто помешать не могло.

К моменту отплытия дождь прекратился, но погода до вечера оставалась хмурой. Да еще со вчерашнего дня над окружающими горами висит странная дымка. Одни полагают, что это просто туман, другие придерживаются мнения, что где-то горит лес, и даже утверждают, что чувствуют характерный запах. Последнее внушает беспокойство - уж не наша ли неосторожность спровоцировала пожар? Было бы странно - мы старательно заливали костры, но все же... К счастью, вскоре стало ясно, что правы сторонники "туманной" версии.

На каждом "перетопе" (технической чалке) жарили на костре рыбу, нанизывая ее на палочки. Аркадий таскал буквально штуку за штукой, пока около семи вечера клев как ножом отрезало.

На Кутарамакане хоть нечасто, но встречаются шиверы, несколько раз приходилось даже проводить. Саша, сплавлявшийся здесь три года назад, признал нынешний уровень воды крайне низким. Я оказался на правом баллоне, перед Сашей, который по-прежнему исполнял обязанности капитана. Несколько раз он задевал меня по голове веслом, и если бы я не надевал каску, мне было бы больно об этом вспоминать. Так что каска на воде - вещь полезная даже на реках первой категории. А если серьезно, то мне было некуда ее девать, кроме как на собственную голову. На рюкзаках приходилось сидеть, а моя каска и так на ладан дышит. При паковке "под сплав" на дно рюкзака я ставил свои ботинки, и полрюкзака как ни бывало, положишь спальник - вот и совсем места не осталось. Все-таки 80 литров для таких походов не то что мало, а очень мало.

Кстати, о ботинках. Могу совершенно ответственно сделать рекламу Московской экспериментальной фабрике спортивной обуви - ее горные ботинки (модель №810 - предположительно), продающиеся нынче по цене около 2000 р., заслуживают умеренно лестных рекомендаций. Уж как я их мурыжил по камням, уж как мочил в болотах, озерах и ручьях - всего лишь немного отслоилась подошва, причем настолько немного, что даже ремонт был отложен до возвращения домой. Более того, я их приобрел б/у и носил всю зиму (!). А в том, что один день я вдребезги стер одну ногу, вины ботинок не было, иначе я имел бы такие проблемы ежедневно.

О чем это я говорил? Ах да, о шиверах. Так вот, пробегая взглядом по лесистым берегам, Лера несколько раз мечтательно вздыхала: "Хоть бы животинка какая показалась, что ли". И вдруг кто-то прошептал: "Волки!", и сразу, тоже вполголоса: "Тише! Суши весла!". Замерев и стараясь даже не дышать, мы смотрели, как от леса по отмели бежит на нас милая семейка - волчица и три волчонка.

Откровенно сказать, от свирепых хищников я ожидал более внушительного экстерьера. Волчица имела не серый, а какой-то мутно-желтый окрас и казалась худой и драной. Расстояние до них составляло метров тридцать и быстро сокращалось. Скорее всего, звери шли на водопой - иначе что они делали среди голых камней?

Увы, познакомиться с волками поближе нам было не суждено. Лишенный управления сарай сел на мель с характерным визгливым звуком. Волчица остановилась, встрепенулась и дала деру. За ней бросились и два отпрыска. Лишь один из волчат, видимо, с перепугу, побежал не к лесу, а вдоль косы, по-заячьи закладывая петли. Впрочем, скоро и он скрылся в зарослях.

До цели сплава, впадения реки Малый Кутарамакан, мы дошли аж в половине первого ночи. Место хорошо разве что обилием дров: плоская, как стол, отмель щедро завалена плавником. Мелкие камни, песок, вокруг сыро и уныло.

Каждую полночь, если отбой не наступал раньше, когда часы Роммеля служили заменой кремлевским курантам, желающие громко исполняли Гимн Советского Союза, вариант второй, брежневский, то есть "Союз нерушимый...". Правила исполнения просты - музыкальный слух не имеет значения, наличие вокальных данных противопоказано, точное знание текста необязательно. А вот требуется следующее: петь во всю глотку, но главное - с чувством (con affetto). Особенное ударение рекомендуется сделать на словах "партия Ленина". В целях экономии времени исполняется только первый куплет с припевом.

Практика показала, что качество исполнения (с учетом приведенных рекомендаций) прямо пропорционально числу "литр-градус-на-рыло" (ЛГР или лигрыл), приходящемуся на каждого из исполнителей.

Так было и в тот вечер. Правда, поскольку полночь застигла нас на воде, исполнение получилось не слишком успешным. Что же, в другие дни предстоит показать, на что мы действительно способны.

Ответственные лица во главе с Роммелем вновь устроили заседание Совета, посвященное дальнейшему маршруту.


<< Вчера Оглавление Галерея фотографий Завтра >>
Сайт создан в системе uCoz