Участники безнадежной авантюры

Алексеев "Лекс" Игорь
Алексеев Павел
Даниленко Константин
Дятлов Дмитрий
Дятлова Наталья
Митина Елена (как видно по лицу – руководитель)
Рябинина Ассоль
Шестаков Григорий
Шестаков Михаил

Суда

Катамаран "Малыш"
Скаут "Зеленый"
Скаут "Серый"

11 июля

Прибыли в Сегежу около 16:00. Погрузили вещи в три легковушки, из которых одна – с прицепом. Чуть ли не половина пути пришлась на шоссе, находящемся в состоянии текущего ремонта/строительства: постоянные светофоры, пропускающие транспорт то в одну, то в другую стороны; пыль, неровное покрытие. В намеченной точке [001] оказались около 22:00. Здесь и далее в квадратных скобках – номера точек на треке.

В палатках живут: в первой я, во второй – Дима, Наташа и Ассоль, в третьей – все остальные (5 душ). Место для палаток выбирается в последовательности, строго обратной указанной. Так что, не найдя (а скорее, ленясь искать) поблизости подходящую свободную площадку, я натянул гамак, о чем ночью пожалел – во время затяжного и весьма сильного ливня тент стал протекать, пусть и не очень сильно. Весь день было жарко, к 21 часу температура упала до 20.5°, давление достигло 999 гПа (далее единица измерения не указывается).

12 июля

Утром температура 24°, вечером 27.7°, душно, безветренно и комаристо.

Собирались выйти в Лувозеро и идти до первого хорошего места, но, как нынче принято выражаться, что-то пошло не так. Причем пошло оно туда не сразу, а спустя примерно полчаса сплава, при выходе в озеро. Я сидел на "Малыше" спереди справа и никого не трогал, а Лекс – слева (и тоже вел себя прилично). И вот вдруг, без предупредительных выстрелов, мы все услышали из-под Лекса громкое шипение, а спустя несколько минут Дима, сидевший сзади слева, стал медленно уходить под воду. Первой версией происходящего была отстыковка затычки левого переднего соска, но Лекс оперативно проверил и доложил, что затычка на месте, но шипение действительно исходит от соска. В тот момент мы двигались вдоль поселка: сплошные частные пристани и моторки на приколе. Пришлось приставать к причалу, выглядящему, в отличие от остальных, прочным и ровным. Тут же нарисовалась хозяйка, вполне, впрочем, милостиво реагировавшая на наше вторжение.

Оказалось, что трубка соска переломилась у самого основания, в месте изгиба. Сосок был объявлен неремонтопригодным и подлежащим уничтожению. Отныне для поддува левого баллона во время чалок приходилось разворачивать кат кормой к берегу. Впрочем, травил левый баллон обычно слабо, правый – чуть сильнее.

Гриша с Наташей на "Скауте" был отправлен на разведку к симпатичному сосновому лесу прямо напротив поселка, примерно в километре. Единственный недостаток места [002] – заросли в воде у берега и мелкий вход.

Давление к вечеру упало до 996, что частично подтверждало слова местной жительницы о завтрашней буре, которой стращали сообщения от МЧС.

13 июля

Ночью гром действительно громыхал весьма внушительно, давление упало до 993, а к полудню – до 990, но гроза прошла стороной.

По медицинским соображениям (больными прикидываются сразу трое) устроили дневку.

14 июля

Утро 984, 22°, облачно. Вечером вода 22.5°, воздух 18.8°. Стоянка в точке [003].

15 июля

С утра, больше от скуки, чем по необходимости, Дима, Наташа и я пошли смотреть ближайший порог. Переправившись на правый берег, долго продирались сквозь бурелом, виновниками которого выступают бобры, коих здесь слишком много. При возвращении, когда пошел дождь, я вспомнил, что на автопилоте снял с палатки тент и теперь все вещи намокнут. Спасибо Лексу – накинул тент обратно.

Для обеда пристали к ничем не примечательному острову [004]. При посадке вновь загромыхал гром, и мы решили переждать дождь под тентом. Весьма сильный ливень с градом длился полтора часа, и было принято решение устроить на озере полудневку. Место хоть и красивое (как и большинство остальных), но неровное – камни с толстым мхом. Давление продолжает оставаться низким – 984, воздух прохладен – 14.5°, вода теплее – 21.6°

16 июля

Погода продолжает оставаться хмурой и дождливой. Давлене к вечеру выросло до 989. Стоянка в точке [005].

17 июля

Порог, официально называемый Логикоски, оказался самым сложным на маршруте – нужно было точно попасть в слив между мощной косой бочкой и камнем.

Все справились, хотя Миша и устроил танцы с телемарком посреди порога.

На реке и озере то и дело видим рыбоводческие хозяйства – в воде огромные садки и иногда буи, на берегу – причалы, домики, моторки. Встречаются турбазы и дачные поселки.

Стоянка случилась на самом красивом месте за весь поход [006] – скалистый остров с бухтой, вылизанные волнами скалы, обрывы, сосны и мягкий мох (как и почти везде). На самой высокой точке острова – старый деревянный триангуляционный знак. В глубине острова я обнаружил туалет типа сортир, что было довольно странно – неужели сооружение несложной фермы из бревен заняло так много времени?

18 июля

Что может быть увлекательного в гребле по озеру, да еще при неслабой волне? Давление продолжает расти – 996. Стоянка в точке [007].

19 июля

Наконец-то дошли до конца озера Нюк, закончив первую, почти чисто озерную, часть маршрута. Данное событие было решено отметить полудневкой на песчаном берегу с отличным пляжем [008]. Жарили оладьи и рыбу, купались (вода 22.5°). Ветер с моря нагонял весьма солидную волну.

20 июля

С утра ветер усилился, сопровождаясь несильным дождем, температура 17.8°, давление 995. На выходе из озера по левому берегу обозначены "Сараи". Они там тоже есть, а помимо – добротные дома (предположительно турбазы), туристские палатки, трактора и даже легковой автомобиль.

Зато на правом берегу напротив оказалось классическое морошковое болото. Ну, ковром не ковром, а за час не особо напрягаясь набрали 9-литровый котелок. Больше такого изобилия не наблюдалось, хотя морошка была.

Вечером [009] Лекс выловил первую и последнюю большую рыбу – до этого были большей частью масенькие окушки (не считая средних размеров язей от 15 июля). Температура вечером 22.8°, давление 1000.

21 июля

Давление стоит на уровне 1000, весь день жара – вечером 27.9°. При впадении в Чирку встретили первое на маршруте турье – одинокий каякер на горизонте и большая группа на двух катах с мотором (Н. Новгород и Балашиха) с собакой. Стоянка в точке [010].

22 июля

Встали не доходя до Борового на огромной вытоптанной поляне [011]. Вода 21.9°, воздух 27°, давление 997.

23 июля

Давление почти не изменилось, день выдался душным и пасмурным, изредка накрапывало. В Боровом докупили харчей и вкусняшек. Стоянка в месте, оборудованном двумя мощными навесами [012].

24 июля

Вечером впервые возникли (впрочем, вполне ожидаемые) проблемы со стоянкой – по берегам одни болота. Героически пройдя 28 км, нашли приемлемое место [013] у самой дороги, идущей по правому берегу к турбазе. Температура 16°, давление медленно растет, но дождик все равно палатки мочил, к счастью, уже поставленные.

25 июля

Вечером догнали еще одну группу на двух катах. Они делали баню и периодически истошно орали, видимо, исполняя финальную часть речевки "Жахнем!". Мы встали метрах в пятистах выше них [014] – здесь добротная, недавно отремонтированная изба о трех комнатах. Одна заперта, другая – летняя веранда с рукомойником, и, наконец, зимняя (с печкой) комната с нарами на 1+2 человек. Я решил там и переночевать.

На улице – громадная чугунная печь, видимо, то ли остатки бани, то ли заготовка для нее же. Температура 22°, давление 1003.

26 июля

Давление резко упало до 993, прохладно – 17°. Некоторое беспокойство вызвало исчезновение Паши – пошел гулять и заблудился. На острове, как выяснилось в процессе поисков, еще несколько изб. Ветер, впервые за поход, попутный, позволил нам пройти 27 км. Встали в прекрасном (и последнем до самого Панозера) месте, где снова принимали ванны в воде температурой 21.1°. Вечером давление подросло до 996. Стоянка в точке [015].