Фотогалерея

Ольга Плясова-Бакунина

Поход по реке Серёне
(Калужская область)

Участники и суда

Ольга ПБ, Дима (Ильич): «Таймень»-трешка;
Виктор, Алла: «Таймень»-двушка;
Степанов Саша, Ларка: «Таймень»-двушка;
Антон Попов, Борька Антонович: «Скаут»-трешка.

Весна 13 года была затяжной. От бремени зимних снегов наша девушка освобождалась мучительно долго, пугая всех небывалыми паводками и разливами как раз под майские праздники. Выбранная первоначально лесная и северная река Медведица была отвергнута. Понаблюдав по снимкам МЧС (до чего дошел прогресс!) за вскрытием рек в Тверской области, мы испугались. Во-первых, могли не доехать до нетрадиционного стапеля из-за разливов, и второе, стоять на «вечной» мерзлоте не очень хотелось бы. Быстро меняем планы. Я обшариваю интернет в поисках более южных вариантов. В конце концов, останавливаемся на реке Серёне, протекающей в Калужской области.

Информации по реке немного. Традиционные «старинные» описания, несколько приближенных по времени фото отчетов - и все.

Фраза из одного «старинного» путеводителя: «Река Серёна рекомендуется, как река “выходного дня” для калужан». Дорогие калужане, я склоняюсь перед вашими физическими и психологическими возможностями. Мы, москали, не смогли эту речку сделать не то что в 2 выходных дня – мы с трудом уложились в 5. Правда, расточительно потратив, в самом начале, день на дневку и завершив маршрут у Шамординского монастыря.

А теперь – в дорогу!

30 апреля

Часть команды отбыла в город Калугу 7-часовым экспрессом с Киевского вокзала. NB: билеты надо покупать заранее, а то можно «пролететь».

Командиры, как и должно, подъехали на «белом коне», прямо к вокзалу Калуга-1. Загружаемся в арендованный «Фиат», типа «Газель», как я его охарактеризовала, и прочь из города!

До места стапеля около 60 км, вымерено мною в Гугле. Запомнилось, что очень заковыристо и долго прорывались к Киевской трассе, но, как выехали, оглянуться не успели, как уже вот он, мост через Серёну. Из-за мокроты никуда наша «газель» не съехала, развернувшись, «выбросились» прямо с трассы у моста, там полуразрушенные ступеньки рядом с насыпью.

Бережок на троечку. Грязноват, но полог, если его осветить и подсушить – вполне себе ничего. Часа через два собрались и отплыли. Река быстро подхватила и понесла, полуголые ивы обрамляли берега, за ними просвечивала относительно ровная долина, где-то справа угадывалась деревня, примерно минут через 20 сплава мы наткнулись на первое препятствие. Мостки, перегородившие русло, река утекала в трубу, закопанную слева, остальная вода вяло переваливала через насыпь и разливалась на противоположной стороне. В самом узком месте - метра полтора - переволокли байды. Еще минут через 30-40 размеренного сплава луговые просторы справа стали зарастать лесом, а по левому берегу в глубине засветилась березовая роща. Не найдя привлекательной полянки на лесистом берегу, решили встать на левом – открытом, там нашлась и более удобная заводь для выхода на берег.

1 мая

Следующий день – дневка. Прогулялись по окрестностям, дрова натаскали из березовой рощи. Мы нашли на берегу то ли отводные канавы, то ли окопы, и два разрушенных строения, какие-то одинаковые небольшие каменные домики, развороченные и поросшие травой и кустарником. Может быть это следы войны, а может быть просто – разруха от времени и бесхозности. Гуляя, дошли до шумного, бурливого и прозрачного, как чистое стекло, ручья. Он скатывался откуда-то с холма в речку. Что там за ним – не узнали, так как даже не пытались перейти его стремительные и неровные воды.

2 мая

Ночью нас изрядно подморозило. Под утро вся луговина, палатки, лодки, забытые вещи, были покрыты былым пушистым инеем, он мгновенно переродился под лучами восходящего солнца, и завис брильянтовым ожерельем на траве, на паутинках, отражая каждой гранью многократно умноженный солнечный свет.

Отплыли около 11 часов. Река достаточно широкая и вальяжная. Проплыв с километр, услышали шум бурлящей воды, и я подумала, что это и есть тот самый ручей. Но, увидев, как он довольно мирно вливается в реку, а шум только нарастает, поняли, что-то там впереди серьезное. Вышли посмотреть и обнаружили реальный порожек с перепадом в полметра. В русле то ли камни, то ли бетонные плиты – не разглядеть. Ничего криминального, нужно правильно зайти и надеяться, что там не торчат арматурины и прочие артефакты.

Виктор на своей дырявой старушке идти не решается, Степанову тоже не хочется «обновить» свеженькую шкуру, Ильич полон решимости и, заменив матроса (сменив меня на Витю), проскакивает порог идеально. Антон с Борькой, не глядя, проносятся победно на новенькой надувной байдарке «Тунгуда» от Рафмастера. За порогом, про который не было нигде никаких упоминаний, сразу начинается небольшая стремительная шиверка, уносящаяся под левый выгнутый берег. Потом опять река успокаивается, только течение несколько убыстряется и не дает скучать.

Дошли до автомобильного моста, течение несет, ивы-ветлы-ольха все ниже и ниже. Стоп. Какое-то собачье чутье заставляет Ильича притормозить и пойти на разведку. Так и есть – завал, под который стремительно несется поток. С высокого берега за нами наблюдают друзья-туристы. Они вчера здесь перевернулись, упустили весло. Полуобнос, полупроводка. Как-то все неожиданно сложно. Проплыв по свободной воде минут 40, опять утыкаемся в завал перед железнодорожным мостом, зависающим высоко над нами. Антон на своей легкой лодке проскользнул, придавив ствол лежащей поперек реки березы. Мы же там накорячились по полной программе. Обнос метров 20, но нужно было карабкаться вверх, затаскивать туда же вещи и лодку, потом продираться по кустам, и спускаться по скользкому глинистому клочку, свободному от кустов, к воде. Справа – обнос дольше, но, кажется, ровнее и спуск лучше.

Струя тут же подхватывает и несет. Только вплыли под мост, как с небес раздался глас: «Запретная зона! Проплывайте быстрее!». Мы судорожно заработали веслами. Антона, который шел первым, вообще тормознули, приказали пристать к берегу, пристально изучили в прицеле оптической винтовки (mia fantasia) и разрешили проплыть, только быстро, быстро. Внимание! Только выплываешь (точнее тебя выносит!) из под второго ж/д моста (высоченные, арочные, поднебесные мосты следуют друг за другом), как можно налететь на проложенные под водой рельсы. То ли это переправа, то ли специальная преграда, мы не успели рассмотреть. Будь уровень воды сантиметров на 20-30 ниже, байдарка, со всей дури, влетела бы на эти рельсы. Что дальше – можно только гадать.

Далее, следуя описанию, мы ожидали…

«После пересечения железнодорожной ветки “Сухиничи - Муратовка” и впадения речки Тушинки Серёна разделяется на две протоки, образовав живописный островок, омываемый бурными перекатами»

Пасторальный «живописный островок» на деле оказался многолетним жутким завалом, который мы благоразумно обнесли по берегу, хотя и пришлось взобраться на некоторую высоту, пройти 200-300 метров и опять по крутому заросшему кустарником берегу спуститься к реке. Другие туристы, встреченные нами позже, там влетели по полной программе. Оверкили, спасработы, утопленные вещи, потерянные весла…

Через пару часов сплава мы дошли до очередного препятствия в виде притопленного мостика в районе дер. Мошонки. Там побеседовали с группой ребят, которые собирались только встать на воду. СОВСЕМ МОЛОДЫЕ И С ДЕТЬМИ дошкольного возраста. Антон потом все переживал за них: как они пойдут по этой шустрой реке, изобилующей всякими «подлянками», с такими детками?

Далее течение не ослабевает, чуть ниже через русло перекинуты еще одни мостки, тоже ведущие в деревню Мошонки, и тоже потребовался обнос. Ни до какого леса мы, конечно, уже не дошли и в 19:30 встали на ночлег в чистом поле. Левый берег. Вдали виднелся купол разрушенной церкви, расположенной в тех же Мошонках.

3 мая

Вышли в 9:50. Ровно через 20 минут очередной притопленный подвесной мостик, читай обнос, который занимает у нас минут 30-40. Все эти мостики есть на пятисотметровой топографической карте, иногда они не обозначены как «мост», но тропинки, пересекающие Серёну, точно указывают на это. С учетом вчерашнего опыта у нас сложился некий график сплава по Серёне: 20 минут гребли – 40 минут обноса.

Берега по-прежнему часто высокие, глинистые, обрывистые – пристать не всегда возможно, впрочем, это все читается по карте. Течение шустрое, но так как лес (точнее широкая полоса прибрежных зарослей ольхи) отступил, и ширина реки несколько увеличилась, то завалов, которые бы осложнили прохождение, мы на участке до села Ильинское не встретили. Перед Ильинским река становится еще шире, там справа увидели с воды деревянную часовенку. Она построена над родником – набрали там чистой водички. Но ухоженная беседка с лесенкой, фото которой есть в интернете, и сам белоснежный Ильинский храм расположен дальше, еще в паре километров ниже по течению. На высоченном холме. Там, наверное, очень красиво, наверху, но мы торопились к шивере в районе деревни Берды и не стали останавливаться. Уже имея представление о беспокойном и непростом характере Серёны, хотели просмотреть, что это за «самый мощный и протяженный (около двух километров) перекат, переходящий в шиверу». Нам обещали разбросанные по всему руслу камни, которых мы пока не встречали.

Чтобы углядеть деревню Берды, надо сильно задрать голову, и за кронами деревьев можно рассмотреть несколько строений. В этом месте Серёна достаточно широкая – метров 40, и спокойная река поворачивает налево почти под прямым углом. Здесь мы решили причалить, пообедать и заодно просмотреть препятствие. Да, камни, непонятно откуда вдруг взявшиеся, они раскиданы даже в лесу, да, самая настоящая шивера, но вполне «мирная», прямая, без зигзагов и поворотов, несложная, с хорошим течением. Во всяком случае, на первых метрах, которые я просмотрела. Прохождение ее не вызвало никаких сложностей, немного наплескало воды и внесло некоторое разнообразие, заставив уворачиваться от чересчур выпирающих камней. За перекатом, как и было обещано – плес до самой плотины.

Антон на «Скауте» перевалил ее не глядя, остальные все пошли на просмотр. Плотина лежит на всю ширину реки, это где-то метров 70. Перепад в нашу достаточно высокую воду небольшой, наверное, полметра. Дима выбрал место для прохождения ближе к левому берегу и мы спрыгнули, слегка за что-то чиркнув, но без последствий. Остальные обнесли. Пока их ждали, сходили в магазин через мост в Плюсково, оно сразу за плотиной, купили там пиво и мороженое.

Только закончились дома, как река опять заюлила, понеслась, появились и притопленные деревья, и небольшие завалы у берегов, в заводях. Здесь рядом с деревней Нижнее Дерягино, где река делает небольшую петлю, произошло крушение шедшей впереди витиной байды. Там быстрое течение, крутой поворот, деревья в русле, все случилось неожиданно и очень быстро. Начались спасработы. Решаем, что на сегодня приключений хватит, надо вставать на ночлег. Чуть впереди прямо напротив домов, стоящих в 100 метрах от берега, мостик в виде двух слегка прикрытых водой швеллеров, по ним перетаскали вещи и лодки на противоположную сторону и прямо в поле, отступив немного от проселка, поставили палатки. Вскоре стали свидетелями еще двух оверкилей в том же самом месте. Команда ребят, с которой мы разговорились в Плюсково, тоже не сумела пройти поворот без потерь.

Стоянка, разумеется, аварийная, но нам уже более или менее понятен характер берегов, и рассчитывать, что через пару километров будет полянка в сосновом бору, не приходилось.

4 мая

Мы немного отставали от графика, поэтому назначаю подъем для дежурных на 7 утра, с тем, чтобы остальных подняли через час. Но они как-то быстро управились и пригласили нас на завтрак уже в полвосьмого. Впереди еще около 20 км, и уже осознав, что сплав по Серёне таит в себе всякие неожиданности, мы предельно быстро собираемся и отходим в 8:50. Перед отплытием прошу всех, наконец-то, сделать обвязку, или хотя бы иметь чалку, а также привязать вещи. Вчера отсутствие хоть какой-то веревки, за которую можно было ухватиться, очень осложнили спасение лодки.

Первые километры плывем, как в туннеле, который образуют низко склонившиеся деревья, река не петляет и течение спокойное. Но мест, пригодных для стоянок, нет, прибрежная полоса густо заросла подлеском из кустарника, крапивы и прочей нечисти. Только проплыв минут тридцать, видим некую прогалину и приемлемый выход с воды. Здесь на лугу справа встала вчерашняя компания мужиков.

Внимательно еще раз перечитываю описание, но там все спокойно, даже написано, что течение замедляется. Вычисляем с воды, что проплываем деревню Юдинки, река опять уходит в лес, правый берег круто взмыл вверх, там на гребне – деревня, должно быть, Грива. А течение между тем убыстряется, а русло сужается, возможно, под водой отдельные камни, легкие волны, поток напоминает небольшую шиверу, и вдруг достаточно крутой правый поворот. Мы шли вторыми, Виктор с Аллой впереди, хотя и договаривались, что они будут где-то посередине. За нами Степанов, замыкает Антон. Его опыт и конструкция лодки предполагали, что он будет основным «спасателем».

В этом походе, после второго дня сплава, Дима обычно, садясь поутру в нашу трешку, причитал: «Ой, перевернемся сегодня, точно перевернемся». Я просила меня не пугать и не «каркать». Таймень-трешка, действительно, не самая маневренная лодка для весеннего сплава. Может быть, поэтому мы немного притормозили перед поворотом, чтобы было время оглядеться, и стали заходить по большому радиусу, почти впритык к правому берегу. Посередине этого поворота – остров, стремительное течение уходит под левый берег, а там завал, пройти можно, только вписавшись в небольшую щель между островом и завалом.

Виктор, видимо, это не углядел, и их положило и прибило потоком к лежащим в русле деревьям. Разумеется, стало утягивать под них. Понимая, что ребята в большой беде, не сразу соображаешь, что надо делать. Виктор орет, что-то требует от Аллы, она что-то пытается сказать, тоже кричит. Потом выяснилось, что он держал ее за ногу, боясь, что ее утянет под воду, одновременно требуя, чтобы она перелезала на дерево. Это как дергать на себя дверь, на которой написано «Толкай». Наконец, разобрались. Мы тоже не понимаем: что делать-то?! Решаем пройти ниже аварии и оказывать им помощь с ближайшего берега, а не с воды. Короче говоря, все проявили чудеса мужества и сноровки. Антон и почти голый Степанов – кот в сапогах (на нем остались только плавки и резиновые сапоги) бросились в ледяной поток, помогать вытаскивать лодку, Алла каким-то чудом переползла по перевернутой байдарочной спине на берег, где я начала ее раздевать, вытирать и переодевать в свои вещи, снимая их поочередно. Уже думали бросить байду здесь, вытащив только шмотье, но потом все-таки удалось ее как-то вытянуть. Подсчитали потери. (Вещи-то утром привязали! Это помогло их сохранить, но затрудняло процесс освобождения). Уплыли коврики, сидушки и – внимание! – мешок с тушенкой и топором. Этих двоих мы, разумеется, не чаяли встретить, но, уникальный мешок был выловлен Антоном чуть позже в прибрежных кустах. Сидушку углядели мы, коврики, кажется, тоже вернули. Погрелись у костра, выпили боевые 100 грамм, немного отдышались и пошли дальше, очень неспешно, всматриваясь в каждое дерево, в каждый поворот. Время 11:00. Считай, только встали на воду.

Течение вскоре успокоилось, оплыли, уже с задов, деревню Юдинки, пошли широкие неспешные плесы, проплыли мимо футбольного поля, переполошили стайку белоснежных гусей, которые долго нас ругали и гоготали. Высадились на берег около магазина, перед новым автомобильным мостом, который теперь соединяет Козельск и Ильинское.

Потом помню, шли спокойно и быстро, за бортом проплывали очень красивые умеренно лесистые берега, ухоженные дома, баньки у воды. Прошли без проблем (благоразумные – обнесли) еще одну то ли плотину, то ли бетонные мостки в районе Серёно-Завод, с воды не разобрать было. Можно сказать, неожиданно, над лесом замаячили изящные темные маковки с крестами – Шамордино. Немного поспорили, где вставать. Справа – «чисто поле» до самой трассы, слева – неприглядные мокроватые заросли. Берег везде грязный и топкий. Волевым решением выходим на «полянку». Высоко над нами дорога, ведущая к монастырю, чуть сзади сквозь кроны деревьев проглядывают его кирпичные стены.

5 мая

Утром уложились. В несколько ходок перетаскали наверх вещи и сели ждать «газель» типа «Фиат».

Справочная информация

Телефон заброски и выброски в г. Калуга: «Хозяин» Владимир: (910)591-99-99, viptransport.40@bk.ru.
Заброска от вокзала Калуга-1 до моста через Серёну по трассе М-3 (примерно 60 км) обошлась в 2.500 руб.
От Шамордино до города Климовска (Московская область) заплатили 10.000 руб.
Или непосредственно водитель маршрутки из Калуги: Эдуард: (920)-876-43-92. Может не работать, быть в отпуске, болеть. ВСЕХ проблем в отличие от «хозяина» не решит.
Экспресс Москва-Калуга: см. расписание. Билеты надо брать заранее.


Фотогалерея