Галерея А. Готовцева
Галерея О. Плясовой-Бакуниной и А. Левиковой
Галерея К. Даниленко

Гимн похода

Автор музыки: Д. Яковлев
Автор слов: Д. Яковлев
Исполнитель: Д. Яковлев

"Трапезунд":
Левикова Анна Галицков Андрей
Готовцев Александр Яковлев Дмитрий ("Манч")
(пассажиры Готовцева Татьяна, Яковлев Артемий)

"Петрович":
Левикова Анастасия Плясова-Бакунина Ольга
Даниленко Константин Левиков Дмитрий ("Ильич")
(пассажир Хоменкер Алина)

Отчет семьи Левиковых-Плясовых-Бакуниных

24 июля, вторник

Пейзаж дня

Началось все почти также, как в прошлом году: дождливая Инта, "Урал", закупка водки (только в куда как более чувствительных объемах), двое попутчиков, заезд в полуразрушенный дом за досками для палуб... На этом аналогии закончились. Помимо тех двух, к нам присоединились еще четверо. Забавно получилось: в то время, когда они выезжали из Москвы, ожидающий их водитель мерз на вокзале в Инте. Короче, они попросились в компанию, мы их приняли, а они даже бутылку не поставили, не говоря уже про деньги. Итого в кузове ехало 17 человек, плюс очень много вещей и доски, мокрые и гвоздатые.

С интинской водки сыктывкарского разлива мне несколько поплохело, и это ставило перед грустным выбором – либо вести трезвый образ жизни, либо пить эту паленку. Выход нашелся – путем настаивания оной на разных природных красителях, сгустителях и ароматизаторах. Из "сыктывкаровки" получились: "гонобобелевка", "апельсиновка", "черниковка" и "можжевеловка".

Место стапеля – повытоптанная площадка с бедными на дрова окрестностями. Река имеет ширину метров 40 и захватывающе шустрое течение, и не было никого из нас, кто не задумался бы о возможности заброски хоть немного выше.

Помимо двух групп-попутчиц, еще одна (пешая) ушла почти сразу после нашего приезда, другая, из двух суровых мужиков (по трехместной палатке на каждого и один полковой тент на двоих), неспешно собирала пупындру прямо рядом с нами.

Через несколько часов после нашего "Урала" приехал другой, пересек реку (несколько ниже нас по течению) и на правом берегу выбросил огромную группу.

Погода балансирует на грани между просто пасмурной и изморосью. Небо затянуто низкими тяжелыми облаками без малейших намеков на просветы.

25 июля, среда

Пейзаж дня

Река сегодня, как и еще несколько последующих дней, забавная. Удается выделить две характерных формы русла, сосуществующие или сменяющие друг друга. Первая – разбиение русла на три-четыре протоки, среди которых, как постепенно выяснялось, ни одна не обладает преимуществом ни по расходу воды, ни по удобству преодоления. Вторая – река словно меняет свое русло на параллельное, причем делает это через очень широкий и равномерный мелкий слив, где примерно в половине случаев наблюдается один ярко выраженный язык (не помню, чтобы их было два). Несколько раз садились на мели, приходилось спихиваться.

"Трапезунд" и "Петрович" идут порознь и независимо, время от времени теряя друг друга из виду. В какой-то момент экипаж "Петровича" был остановлен истошными криками сзади. Причалили к ближайшему правому берегу и, как выяснилось, неудачно – пришлось сначала волоком подниматься метров на 20 вверх, а потом пересекать струю.

Оказалось, та самая большая группа, стапелившаяся напротив нас, спросила экипаж "Трапезунда", не видели ли они одинокого человека. Спустя буквально несколько минут после выдачи отрицательного ответа они обнаружили неподвижное тело, лежащее ничком на отмели. Пришлось высаживать десант для пешего подъема и сообщении о трагедии.

К обеду распогодилось, налетели комары, докучавшие и накануне. Для перекуса выбрали широкую каменистую отмель, покрытую кустами и плавником. Красивые хвойные берега отметаются по причине "непродуваемости", впрочем, зря, поскольку ветра все равно нет (и весь поход не было, любое легкое движение воздуха воспринималось как чудо).

Я обратил внимание на странную выпуклость правого баллона сзади (под Ильичом). В третий раз страдает правый баллон, вспоротый по диагонали сантиметров на 40. Функции хирурга попеременно исполняли Оля и Ильич, мы с Сашей почти не мешали.

Ближе к вечеру солнце спряталось и пошел дождь.

Места рыбные, мальки снуют, хвосты плещут, хотя ни к чему, кроме потерянных блесен, это изобилие пока не привело. Видимо, отчасти по этой причине для стоянки было выбрано наихудшее место на том участке: высадка отвратительная (об этом мы особо пожалеем назавтра), продуваемость нулевая (в отсутствии ветра ни заслуги, ни вины места нет), земля перемолота и перепахана тракторами, дрова почти исключительно березовые (читай – гнилые), ровных мест мало, обзор на красоты природы закрыт скалами и кустами.

Зато многочасовые усилия Ильича вылились в трех хариусов средней величины. Ложка меда…

26 июля, четверг

Пейзаж дня

С утра, пока я грузил и найтовал вещи, "Петрович" сделал попытку уйти в плавание без остальных членов экипажа. Никаких угроз это не несло, но шум Оля подняла изрядный. Нечего и удивляться, что следствия из шума были наперечет отрицательные: забыли на берегу мою хопу и бутылку воды, но главное – сашин топор. Впрочем, их у нас было два, и, кроме материального и морального ущерба от утраты, никаких иных последствий не было.

Место для стоянки средней паршивости – высокая трава, которую приходится вытаптывать, и необходимость преодолевать обрыв по пояс высотой по пути от воды к лагерю.

27 июля, пятница

Пейзаж дня

Планы скромные – найти место, пригодное для дневки с баней, и обеспечить оные. Уже около 11 утра место было найдено: очень обширная каменистая отмель, немного кустов и плавника, зато лес – красивый, немного даже сказочный… Меня удивила "моховая река" (аналог "каменной реки" с Лагорты) – среди обычного смешанного леса идет гладкая полоса, покрытая мхом с затейливыми, напоминающими следы, пятнами. Полоса очень четко отличается от основного леса. На "реке" имеется все, что положено: острова, рукава, повороты. Зайдя в лес метров на двести, река внезапно обрывается.

Секрет, думается, прост: на "каменной реке" деревьям расти трудновато, а вот определенному сорту мха – на здоровье. Правда, происхождение самой полосы камней остается без объяснений.

На одной из стоянок, участвующих в конкурсе на место дневки, мы с Ильичом обнаружили спутанную рыбацкую сеть. Однако Сашка неожиданно предметом заинтересовался и даже распутал. Сеть большая (предположительно 30 м длиной), немного рваная, и лишенная поплавков и грузил.

Последние и были изготовлены из пустых бутылок и пакетов с камнями соответственно. Я бы дорого заплатил, чтобы услышать комментарий опытного рыбака, наблюдающего за нашими потугами.

Результата, как вы понимаете, у них могло быть только два – либо целая сеть без рыбы, либо упущенная сеть (пусть и с рыбой). После тяжелых и продолжительных неудачных попыток наступил второй исход. Правда, было это только 29 июля.

28 июля, суббота

Пиво и коньяк. К бане готов!

Продолжение полуторадневки (ну, чуть-чуть до двухдневки не хватило). Помимо забав с сетью, много времени и сил отнимает долгожданная баня. Учитывая небольшую прошлогоднюю неудачу с высотой каркаса, сделали его чуть ниже нормы. Вообще говоря, получилось очень даже неплохо, хотя встретило возражения со стороны "жирафов" – Андрюши и Манча. Тут же придумали выход – две тонкие ивы выгибаются вверх и серединами скрепляются между собой, а торцами – с верхними углами каркаса. Данное архитектурное решение позволяет считать конструкцию бани близкой к идеалу, что и подтвердилось вечерней помывкой. Великолепным было все – очаг не слишком разрушился, дров оказалось в избытке, пар был легким и долгим – сначала помылась мужская часть, потом женская, потом опять мужская. Одно "но"… КОМАРЫ! Если бы в бане можно мыло бы мыться, не раздеваясь, я бы так и сделал. А укусы в горячее, чистое и мокрое тело воспринимаются если и не болезненнее, то уж точно обиднее.

29 июля, воскресенье

Пейзаж дня

Аня и баня

День, кроме привычных дождя и комарья, ничем особенным не запомнился. Встали на ровной травянистой площадке левого берега и устроили соревнование по прыжкам с места.

30 июля, понедельник

Пейзаж дня

Подосиновики

Берег у того места, где мы решили встать, был, если так можно выразиться, нехариусным – плес, мель, у самого берега даже водные лопухи. Уступая просьбам Темки, все понимали, что он если и выловит что-то, то лишь водоросли и те самые лопухи. Каково же было удивление так называемых "рыбаков", когда едва ли не первым забросом Темка извлек хариуса средних размеров! Вдохновленные его успехом, вслед за ним бросились ловить и девчонки, и некоторые преуспели (Аня даже дважды).

Прогуливаясь в соседнем лесу, я обнаружил на старой березе два капа почти одинаковой формы (большинству напомнившей коалу), но разных размеров. Назавтра оба капа были вырезаны и в последующие дни своей обработкой занимали свободное время Андрюши.

Детей охватила "капомания". Больше других повезло Алине – форма ее добычи более всего напоминала калач и, на мой взгляд, наиболее подходила в качестве заготовки для дверной ручки.

31 июля, вторник

Пейзаж дня

Обед в тот день оказался особенно обильным – помимо раскладки, два противня рыбы и грибной суп. По окончании трапезы Манч жалобно осведомился: 'Я забыл – а где на "Трапезунде" отдельная каютка с диванчиком?'.

Птенец перепелки

Поколдовав над своим GPS и изучив карты, Андрюша почесал бороду и дал команду к дневке. Место неплохое, но похуже места для предыдущей – травы и на берегу, и на дне слишком много, да и вода не такая чистая.

Лично меня комары так задолбали, что я от безысходности хотел жить на отмели – там хоть какой-то ветер дул. Наверху же, благодаря лесу и траве, приходилось либо обильно смазываться химией, либо ходить в накомарнике.

1 августа, среда

Пейзаж дня

Торжественно заявляю – это был единственный день на маршруте, когда на нас не выпало ни единой капли дождя! Более того, весь день светило солнце, хотя комары не исчезли – их просто стало несколько меньше.

Мы с Сашкой сходили километра на два ниже по течению за грибами и морошкой. Первых набрали два больших пакета, второй – двухлитровую бутылку.

При ярком свете солнца, используя подзорную трубу, бинокль и несколько пар невооруженных глаз, наблюдали странную картину: в километре ниже стоянки над лугом время от времени (без какой-либо зависимости от ветра, который привычно отсутствовал) хорошо видно марево, сопровождающее горячий воздух. Костер маловероятен – кому придет в голову жечь его посреди луга, вблизи чахлых берез? Да и людей мы не видели. Странное событие было записано в разряд загадок.

2 августа, четверг

Пейзаж дня

Сегодня марш-бросок, о километраже которого ходят разные слухи: от 30 до 50. Дело в том, что берега чем ниже, тем хуже: вместо леса – кусты, вместо камней – топкая глина. Дождь принялся за старое. Особенно запомнился обед под ливнем в месте выхода родника из высокого берега. Под проливным дождем, по щиколотку в глине, на узенькой полоске берега под обрывом. Ужас.

Встали на левом берегу Усы несколько ниже впадения в нее Лемвы. Место, как и планировалось, отвратительное, неровно и травянисто, хотя даже дров в кустах удалось набрать, и не пригодились припасенные полешки.

3 августа, пятница

Пейзаж дня

Утром, как ни странно, солнце и даже ветер, позволивший если не полностью, то в значительной степени высушить вещи.

Феерическое зрелище – капли росы на накомарнике

Резюме: река неплохая, но идти ее две недели – роскошь, позволительная лишь для детского похода. Поэтому обычно ее проходят в связке (чаще всего с Кожимом). На Лемве следует особое внимание уделить верховьям: там красиво, много рыбы, ягод и грибов. Низовья (за день-два до впадения в Усу) скучные и некрасивые.