Клевалин Василий Александрович (капитан) | Готовцев Александр Михайлович |
Шек Надежда Германовна | Даниленко Константин Борисович |
Соколовский Кирилл Александрович | Савин Сергей Вячеславович (Адмирал) |
Изначально планировалось, что четыре совладельца "Дорадо": Адмирал, Саша, Вася и я - поплывут на своей собственности. Однако вставал вопрос о том, кого Кира возьмет себе в пару. Выбор был невелик: Надежда, хотя и опытная, но на катамаране не плававшая, и абсолютная чайница Наташа. В результате Кира украл у нас Адмирала, лишив "Дорадо" мудрого и чуткого руководства. Кроме того, решение о переселении Адмирала было принято почему-то после того, как он подогнал под себя упоры и полотенца. Так что Надежда оказалась возведена сразу в капитанское звание, минуя матросское.
При заброске, воспользовавшись заправкой машины, запасливый Саша разломал какой-то забор и натырил досок, из которых мы изготовили палубу. Правда, по настоянию Васи ее приходилось снимать перед каждым порогом, а между оными ее по лени не закрепляли. Было бы забавно, если бы вся палуба вместе с вещами и обезьяной ушла в воду. Жаль, не удалось насладиться. Впрочем, развлечений нам и без этого хватило. Но о них позже.
День второй. 2 мая, воскресенье
Экипаж "Дорадо" почти готов к отплытию.
Слева направо: Саша, Наташа, Вася, я, Надежда
Из двух проток вокруг быка старого моста правая была завалена, а в левой, как и ранее, стояла узкая бочка. Наташа, сидевшая обезьяной, не была об этом предупреждена - не успели. Для человека, чей стаж плавания на катамаране к моменту первого препятствия исчислялся секундами, она среагировала на валы и пену совсем не так, как следовало. Никак. Перефразируя давнюю поговорку ТНБ, "девушка не кричала".
Саша пилит сук, на котором не сидит
Вопреки ожиданиям, Адмирал вовсе не порол горячку. Напротив, они с Кирой окунулись в обсуждение мировых проблем, пренебрегая греблей. Нечего и говорить, что при таком темпе о прохождении Слона в этот день можно было забыть.
День третий. 3 мая, понедельник Созерцание Слона показало, что вода выше, чем в прошлом году. Более того, уровень поднимался и в процессе похода - талая вода из леса текла вовсю. Осматривая Слона, мы стали свидетелями забав на воде в исполнении ката-четверки. Ребята пошли почти вплотную к левому берегу, долго варились в бочке и потеряли весло. Огромный катамаран с четырьмя здоровыми мужиками в бочке Розового Слона... Что, вы их не видите?! А вы посмотрите внимательно! Протока справа от острова была мелкой, но все же проходимой. Сначала "Шер-пан" слился справа, был обнесен и прошел левую протоку в самом безопасном месте - впритирку к острову. Потом те же маневры проделал "Дорадо". Контраст между кажущейся трудностью и истинной легкостью преодоления Слона Кира, сдувая капли с усов, назвал "эффектом зимы" - с непривычки препятствия кажутся труднее, чем в действительности. Впрочем, через несколько часов мы ошиблись как раз в противоположную сторону. "Шер-пан" после Слона. Адмирал слева, Кира справа Более высокая вода на первый взгляд никак не сказалась на пороге Мельница. Прошлогоднее купание Яковлева мы вполне справедливо списывали на погрешности сборки "Кулера". Если не считать этого происшествия, Мельницу в прошлом году оба ката прошли гладко. Поэтому было даже внесено предложение прокатить Наташу. К счастью, предложение было отвергнуто, и экипаж "Дорадо" остался штатным. "Шер-пан" также преодолел Мельницу без видимых трудностей и встал на страховку.
"Шер-пан" в мельничной бочке. "Клевок" Адмирала...
Все эти факторы несколько притупили нашу бдительность. Я оказался единственным из экипажа "Дорадо", кто порог вообще не просматривал, фотографируя по просьбе Киры их прохождение. Не был обсужден и оглашен план штурма. Я лишь случайно краем уха слышал, как Вася говорил про "черный треугольник" языка. Впрочем, я вовсе не снимаю с себя ответственность - никто не мешал мне просто задать вопрос. |
Уже при подготовке к прохождению начались неприятности. Мы с Сашей оседлали правый, дальний от берега, баллон, и вдруг этот шутник говорит: "А давай-ка посмотрим, как эта посудина киляется..." и вывешивается направо. Через секунду мы оказались в воде. Правда, полноценного киля не получилось - левый баллон застрял в ветках. В присутствии дам я долго подбирал слова в адрес Саши, но так и не подобрал, ограничившись междометиями.
Через несколько минут мы уже заходили в язык под левым берегом. Моя задача, насколько я понял, состояла в том, чтобы оказаться в "черном треугольнике" языка. (Примечание Надежды: "Эту задачу Костик и выполнил, выправив свой правый баллон ровно посередине языка. О том, что у катамарана баллонов два, он, вероятно, забыл"). После маленькой промежуточной бочки начался длинный плавный спуск к основной бочке, не производившей при осмотре с правого берега грозного впечатления. Я видел, как в пене скрывается сначала ноги Саши, потом спина, потом голова... Я ощутил ожидаемый толчок, который, правда, показался слабее, чем я рассчитывал. Подумав, что бочка пройдена, я начал активно "копать". Вода дошла до меня, накрыла с головой. Я продолжал грести. И вдруг раздался голос вестибулярного аппарата: "Эй, старик, да ты висишь вниз головой". Не веря ему, я сделал еще несколько гребков. Жаль, что комизм этой сцены некому было оценить. Вскоре, правда, я вынужден был признать, что тело мое находится в каком-то неестественном положении. "А не отстрелиться ли?", - подумал я. И отстрелился. Только не спрашивайте как - не знаю. В этот момент весло за что-то зацепилось. Скорее всего, заклинилось между рамой и сидушкой. Мне было недосуг его выдергивать. Выпустил. Да, грешен. В качестве оправдания замечу, что в обоих своих предыдущих килях в утрате личного оружия уличен не был. Надо же когда-то начинать, в конце концов.
(Примечание Надежды: "В детстве Костик занимался плаванием и, вероятно, неплохо. В воде у Костика в голове щелкнул переключатель и он красиво пошёл к берегу кролем на результат, не оглядываясь, обошёл меня и финишировал первым")
Вася, как и положено капитану, покинул судно последним и оказался метров на двадцать ниже остальных, чем ввел в заблуждение спасателей - они не сразу разглядели его на фоне кустарника и заработали несколько лишних седых волос. Вещи и спасатели находились на правом берегу, но всех нас вынесло в улов у левого, покрытого метровым слоем снега. Надежда, умница наша, попутно выловила и мое весло, так что материальные потери пока ограничились лишь сашиной кепочкой.
"Дорадо", сверкая желтым брюхом и полностью оправдывая свое название "Золотая рыба", крутился в улове. Временами казалось, что он вышел из водоворота, но судно вело себя строго по неумолимым законам гидродинамики - его опять засасывало в бочку, выплевывало далеко в язык, и потом вновь в улов.
Спасатели никак не могли вытащить "Дорадо" из этого заколдованного круга. "Вам-то хорошо, - философски заметил Кира, - Кильнулись - и свободны. А нам работать". Сначала брошенная им морковка не зацепилась за раму. Потом Адмирал попытался схватить "Дорадо", пока Кира истошно копал, но вода оказалась сильнее, да еще был риск переворота самих спасателей. "Дорадо" продолжал описывать круги, Адмирал с Кирой - орать друг на друга, Наташа, изнемогая от бессилия помочь - изображать на далеком правом берегу Аленушку с картины Васнецова, остальные - мерзнуть.
Наконец, пристав к берегу, экипаж "Шер-пана" передохнул, смотал морковку и принял на раму Сашку, который к тому моменту, по меткому выражению Киры, "дрожал как Гриша" (кому надо, тот поймет). Дело пошло на лад. Сашка умудрился зацепиться за раму "Дорадо", который через несколько минут был оттащен к берегу, перевернут и оседлан.
Встали мы на единственной хорошей стоянке непосредственно на траверсе Мельницы. Изрядно выпили и украсили окрестности разноцветной одеждой, развешенной для сушки.
Разбор полетов продолжался почти все оставшееся время похода. Во-первых, начало переворота было положено тем, что у Надежды лопнул упор, точнее - гнилые нитки, которыми к упору пришили пряжку. Так что, граждане, не жалейте на шитье упоров ни хороших ниток, ни стежков.
Во-вторых, никто - ни участники происшествия, ни наблюдатели - не смогли уверенно сказать, через какую точку катамарана был совершен киль. Так что в известной присказке "Катамаран киляется не сразу, катамаран не может утонуть" первую часть следует признать абсолютно противоречащей действительности. Ну ладно, экипаж неопытен и кили переживал только байдарочные. А первый киль как раз отличается тем, что ни момент самого переворота, ни момент отстрела в памяти не фиксируются - по себе знаю. Но Адмирал-то явно не новичок ни в наблюдении подобных событий, ни в участии в оных. Так что, судя по всему, смена пространственной ориентации этой махины действительно протекает почти мгновенно. Впрочем, исходя из вышеупомянутого отказа упоров заднего левого места, можно предположить, что килялись мы через правый баллон, который в результате вынужденного отстрела Надежды оказался вдвое тяжелее левого. Но тогда Вася должен был совершить полет по дуге длиной в шесть метров, но не заметил этого, очевидно, в силу вышеописанной особенности памяти водника.
В-третьих, простенькие с виду пороги могут таить в себе весьма неприятные сюрпризы. Даже пост-фактум мы так и не смогли разглядеть, какая же струя так подло с нами поступила. (Примечание Надежды: "Команда «Идём по струе» подразумевает, что по струе должен идти весь кат, а не один правый баллон"). Так что всегда лучше перебдеть, чем наоборот.
В-четвертых, выбирая место для рейда страхующего судна, следует учитывать предполагаемый маршрут судна страхуемого. Если бы "Шер-пан" сразу занял позицию близ левого берега, он бы успел к месту происшествия раньше на те несколько минут, что потратил на преодоление очень мощной струи. Наше счастье, что все удачно отстрелились, а если бы нет?
В-пятых, утрата сашиной бейсболки была вызвана тем, что он плохо закрепил на голове каску. Потоком смыло ее, а за ней и кепочку. Повезло ему, что он не получил рамой или веслом по кумполу.
(Примечание Надежды в этом месте сводилось к тому, что она действительно чуть не съездила ногой по вышеупомянутому незащищенному кумполу)
Главный вывод:
БДИ! |
Последняя ступень Храмины. "Шер-пан" попадает в язык
Храмина, в отличие от Горки, по сравнению с прошлым годом полностью поменяла конфигурацию. Маршрут прохождения последней ступени впритирку к правому берегу, год назад избранный обоими экипажами как самый безопасный, на этот раз даже не рассматривался. Единственный способ, оставлявший хоть какие-то шансы - как раз вплотную к левому берегу. Три катамарана (и "Шер-пан" первым среди них), проход которых мы наблюдали, успешно использовали одну и ту же тактику - остановка в кармане у левого берега, перекур, и затем "подкрадывание" на минимальной скорости к узкому сливу.
Уксун славится обилием змей. Но когда по берегам снег...
Поход закончился вынужденной экскурсией в Северную Столицу - из Лодейного Поля до Москвы был всего один билет, который Адмирал джентльменски уступил Надежде.
В итоге на счету "Шер-пана" - безупречное преодоление всех четырех порогов. Что же касается "Дорадо", то: первый и третий успешно, киль на втором и обнос четвертого.
Далее. Левого баллона вообще не видно, следовательно, его подтопило существенно глубже, а судно имеет сильный левый крен. Это косвенно подтверждается тем, что мы вошли в язык левее, чем следовало, свалились с него в левую бочку, которая и закусила левый баллон. Еще одно косвенное доказательство. Меня, как видно, бросило вперед и влево. То есть бросило-то вперед, а влево я заваливаюсь из-за крена. Вроде все логично. Получается, мы кильнулись через Васю?
А что если левого баллона не видно из-за перекоса? То есть он ориентирован более горизонтально, чем правый. Маловероятно, что алюминиевые трубы на плече менее метра допустили такой изгиб, не сломались, не погнулись и не порвали ни одной стяжки.
И последнее. Здесь я приблизительно восстановил положение подводной части правого баллона. Впечатляет?